Начав заниматься строительством загородных коттеджей 15 лет назад, Дмитрий Дячук прошел через экономические, политические и потребительские кризисы и благодаря этому научился хорошо понимать покупателя. В интервью ЗН он рассказал, как изменился рынок коттеджных городков за прошедшие годы, что сейчас нужно покупателю и почему так важна тема энергоэффективности.

Дмитрий Дячук

Дмитрий, как давно вы занимаетесь созданием коттеджных городков и с чего начинали?

Я начал заниматься этим бизнесом в 2006 году, когда у моего соседа, с которым мы живем рядом в Вишенках с 2000 года, появилась идея создания нового коттеджного городка под названием местного залива Золоче. Тогда у него был большой участок в 50 га, поэтому он начал собирать партнеров и единомышленников для совместной реализации этого проекта. Я лично начал со строительства двух домов прямо над заливом: одного для себя, второго – для детей или на продажу. Всего же строилось тогда около 60 домов одновременно. И когда потенциальные покупатели увидели, как стремительно и качественно все развивается, их интерес к проекту вырос моментально. Мы тоже оценили успех, купили с партнером еще 3,5 га земли, разработали генплан и проекты, построили еще 32 дома, половину из которых успешно реализовали до кризиса 2008 года. Потом, конечно, мы, как и все, попали в этот кризис, когда все остановилось. Мы практически три года не могли продать ни одного дома.  Но в итоге мы сумели успешно завершить и реализовать этот проект.

Все это время вы жили здесь же?

Да, конечно. И поскольку я был в курсе событий, то через некоторое время смог купить еще 4 га земли. В этот раз я уже работал над проектом самостоятельно, без партнера. Мы с ним несколько разошлись во взглядах после того, как я начал активно интересоваться энергоэффективными технологиями и современными европейскими стандартами строительства. У моего партнера был принцип «построить подешевле и побыстрее продать», для меня же еще более важным, чем раньше, стало качество строительства.

Создание проектов коттеджных городков – ваш основной род деятельности?

Что интересно, нет, это не основной мой бизнес. Главное дело моей жизни, которому я посвятил 25 лет – это компания «Экми-мебель», которая производила и производит лучшие премиальные диваны в Украине, ничем не уступающие итальянским. Но опыт работы в мебельном бизнесе и обучение бережливому производству на предприятиях «Тойоты» заметно помогли мне, когда я начал заниматься строительством коттеджного городка самостоятельно.

Откуда взялось увлечение темой энергоэффективности?

Мне кажется, что в наше время более необычно не интересоваться этой темой, чем изучать ее. Хотя пока что это мнение разделяют далеко не все застройщики и инвесторы. Я же за последние годы изучил стандарты пассивного дома, разработанные в Германии, закончил курсы Active House – это современный европейский стандарт строительства, пропустил через себя много другой информации по теме. И новый дом в коттеджном городке «Золоче Прованс» я построил себе в соответствии со всеми этими требованиями согласно европейским нормам, установил тепловой насос, вентиляцию с рекуперацией и другие необходимые системы.

Что лично вы вкладываете в понятие «энергоэффективность», из каких компонентов она состоит?

Это целый комплекс приемов и работ. И начинается он с правильного расположения дома на участке: все жилые помещения должны быть направлены на восток, юг и запад. Окна должны быть большими и пропускать много света и тепла, особенно зимой. Летом же инсоляцию надо снижать, используя либо террасы, либо рафшторы. Все это просчитывается с учетом высоты солнца в разное время года, чтобы достичь максимальной энергоэффективности в течение всего года. Дальше – окна, площадь которых, по современным европейским стандартам, должна составлять не менее 30% площади стен. Безусловными составляющими энергоэффективного дома являются системы вентиляции и рекуперации воздуха. Важно правильно утеплить дом по расчетным единицам, не больше и не меньше, чем нужно. Приведу пример: если стены в доме построены в полтора кирпича, то достаточно будет около 15 см утеплителя, тогда как каждый последующий слой утеплителя будет давать эффективность всего в 1-2%. Стеклопакеты должны быть современными, двойными, с энергосберегающими стеклами, с заполненными аргоном или криптоном камерами, с сохранением теплой дистанции. Окна крайне важны, мы используем 7-камерные металлопластиковые окна последней серии, больше камер в окнах не бывает. Все вышеперечисленное – еще не полный список составляющих энергоэффективности, это действительно очень комплексная работа и емкое понятие. Но для меня это крайне важно. Насколько мне известно, мы единственные в Украине, кто делает тесты на герметичность домов, подтверждая это видеозаписями, а также получаем теплоэнергетические паспорта по европейским стандартам.

Зачем нужен этот паспорт?

Чтобы покупатель дома знал, насколько комфортно и затратно ему будет жить в этом доме. Чтобы он понимал, какие у дома будут теплопотери, какой котел или тепловой насос нужно будет установить, не будет ли в нем душно, жарко летом и холодно зимой, сколько он будет потреблять энергоресурсов. В конечном итоге, во сколько покупателю будет обходиться эксплуатация дома, в частности, отопление, охлаждение и чистота воздуха.

Что сегодня требуют сами покупатели и как изменились их предпочтения за последние 15 лет?

Когда я начинал, у покупателей требований вообще не было. Предложение было небольшим, выбирать особо было не из чего. Сегодня ситуация совершенно иная, выбор проектов огромный, поэтому нужно чем-то выделяться, предлагать покупателю что-то особенное. Одно из самых заметных изменений – визуальное, это архитектура. Кругозор украинских архитекторов заметно расширился, опыт увеличился, вкус осовременился. Учитывая, что потребитель тоже образовался и стал более требовательным, такие изменения вполне актуальны. Изменились и ценовые предпочтения. Раньше мы ориентировались на стоимость дома в $300-350 тыс., сейчас дорогим считается дом стоимостью от $100 тыс. Большим спросом сегодня пользуются каркасные дома по цене $40-50 тыс. Поменялся и сам покупатель. Если раньше 70% домов покупали чиновники, то сейчас их нет вообще.

Кто, в таком случае, покупает загородные дома сейчас?

В основном это бизнесмены., преимущественно украинцы. Но есть у меня и несколько иностранцев.

Дмитрий Дячук
Дмитрий Дячук

Каким вы видите рынок коттеджных городков в ближайшие годы?

Хотелось бы, чтобы он развивался в сторону качества, предлагал покупателям хорошую, полноценную, обширную инфраструктуру. Но ее стоимость необходимо закладывать в цену квадратного метра, а это, к сожалению, понимают не все покупатели. И все же я верю, что иного пути развития, чем внедрение качественной инфраструктуры и высокого уровня обслуживания коттеджных городков просто не существует.

Напомним, ранее мы рассказывали о прошедшей в Киеве High Life Regatta и о доме   в Лесной Буче.