Но­вые тех­но­ло­гии, рас­ши­ре­ние кру­го­зо­ра и два кри­зи­са под­ряд су­ще­ствен­но по­вли­я­ли на ры­нок стро­и­тель­ства част­ных до­мов. На сме­ну по­каз­ной рос­ко­ши при­шла ра­ци­о­наль­ность, вме­сто ста­рых тех­но­ло­гий при­ме­ня­ют­ся но­вые ин­же­нер­ные раз­ра­бот­ки, огром­ные двор­цы усту­пи­ли ме­сто ком­форт­ным со­вре­мен­ным до­мам. Все­го за де­ся­ток лет ры­нок част­но­го стро­и­тель­ства пе­ре­шел на со­вер­шен­но но­вый уро­вень.

Меньше квадратов

Са­мые за­мет­ные из­ме­не­ния про­изо­шли с раз­ме­ра­ми до­мов: они очень за­мет­но умень­ши­лись. По сло­вам ген­ди­рек­то­ра ком­па­нии «Ша­т­ро» Мак­си­ма Онуф­ри­е­ва, осо­бен­но чет­ко из­ме­не­ния фи­зи­че­ских объ­е­мов стро­я­щих­ся до­мов на­ча­ло про­сле­жи­вать­ся в по­сле­ре­во­лю­ци­он­ные го­ды. «Безум­ных объ­ек­тов по не­сколь­ко ты­сяч мет­ров по­чти не оста­лось. Сей­час ак­ту­аль­ный объ­ем до­мов пре­ми­ум-клас­са – 400-500 м²», – уточ­ня­ет стро­и­тель. Что­бы умень­шить пло­щадь до­ма в це­лом, за­каз­чи­ки со­гла­ша­ют­ся на мень­шие раз­ме­ры ком­нат, от­ка­зы­ва­ют­ся от лиш­них эта­жей и не са­мых нуж­ных по­ме­ще­ний, та­ких как до­маш­ние ки­но­те­ат­ры, сау­ны, ба­ни, би­льярд­ные, вы­но­сят за пре­де­лы до­ма бас­сей­ны. Но са­мое глав­ное, го­во­рит ди­рек­тор про­ект­ной груп­пы «Ар­хи­ма­ти­ка» Алек­сандр По­пов, – это пе­ре­ход от без дум­но­го пла­ни­ро­ва­ния к эр­го­но­ми­ке. «Про­стран­ство ста­ло бо­лее ком­пакт­ным, но при этом ис­поль­зу­ет­ся мак­си­маль­но эф­фек­тив­но, нет не­за­дей­ство­ван­ных пло­ща­дей, все под­чи­ня­ет­ся прин­ци­пу ра­ци­о­наль­но­сти», – рас­ска­зы­ва­ет он. «Мы на­блю­да­ем об­щий тренд тре­бо­ва­ния к ми­ни­ми­за­ции и ми­ни­ма­лиз­му», – со­гла­ша­ет­ся ди­рек­тор ком­па­нии «Архикад-С» Свет­ла­на Де­воч­ки­на.

«Безумных объектов по несколько тысяч метров почти не осталось. Сейчас актуальный объем домов премиум-класса – 400-500 м²», — генеральный директор строительной компании «Шатро» Максим Онуфриев

Дворцовый сегмент

Прав­да, эти тен­ден­ции, при­су­щие всем сег­мен­там рын­ка – от эко­ном до пре­ми­ум, в го­раз­до мень­шей сте­пе­ни кос­ну­лись са­мо­го элит­но­го жи­лья. «Ме­ня­ет­ся ме­сто­рас­по­ло­же­ние. Ес­ли рань­ше это бы­ла Укра­и­на, то те­перь – США, Ев­ро­па, араб­ские стра­ны», – рас­ска­зы­ва­ет ар­хи­тек­тор Гер­ман Вол­га. Он при­зна­ет, что за­ка­зов на та­кие объ­ек­ты ста­ло зна­чи­тель­но мень­ше, но, по его сло­вам, и в Укра­и­не про­дол­жа­ют стро­ить рос­кош­ные до­ма. Как объ­яс­ня­ет Гер­ман Вол­га, за­каз­чи­ки та­ких объ­ек­тов по-преж­не­му се­бя не ущем­ля­ют, но ста­ли ве­сти се­бя бо­лее ра­зум­но и при­ме­нять бо­лее ев­ро­пей­ский под­ход. «Ес­ли рань­ше в этом сег­мен­те бы­ло при­ня­то стро­ить до­ма пло­ща­дью от 5 тысяч м² и вы­ше, то сей­час стро­ят до 2-2.5 тысяч м²», – рас­ска­зы­ва­ет он. При этом, под­чер­ки­ва­ет ар­хи­тек­тор, речь идет толь­ко об умень­ше­нии пло­ща­дей, но не уров­ня ка­че­ства. В част­но­сти, за­каз­чи­ки та­ких особ­ня­ков по-преж­не­му тре­бу­ют боль­шие за­лы для при­е­мов, про­стор­ные спаль­ни и гар­де­роб­ные, на­ли­чие би­льярд­ных и бас­сей­нов, но те­перь со­глас­ны по­ме­щать это в бо­лее ком­пакт­ные объ­е­мы до­ма. При этом тер­ри­то­рии уса­деб по-преж­не­му оста­ют­ся боль­ши­ми, но за счет умень­ше­ния пят­на за­строй­ки вы­сво­бож­да­ют­ся пло­ща­ди под зе­ле­ные на­саж­де­ния, са­ды, пар­ки и про­чие эле­мен­ты ланд­шафт­но­го ди­зай­на. При­чем, есть тренд обу­стра­и­вать тер­ри­то­рию так, что­бы уход за ней был ми­ни­маль­ным, ведь в та­ком слу­чае мож­но бу­дет обой­тись мень­шим чис­лом пер­со­на­ла и со­кра­тить рас­хо­ды на со­дер­жа­ние. При­чи­ны, по ко­то­рым со­кра­ща­ют­ся пло­ща­ди са­мых пом­пез­ных особ­ня­ков, ха­рак­тер­ны для все­го рын­ка: до­ро­го стро­ить и еще до­ро­же со­дер­жать. В этой свя­зи не­ко­то­рым вла­дель­цам та­ких уса­деб при­шлось со­кра­тить пер­со­нал, от­ка­зать­ся от ис­поль­зо­ва­ния ка­ких-то ат­ри­бу­тов рос­ко­ши или во­все вы­ста­вить объ­ект на про­да­жу. Ес­ли до­мам уда­ет­ся об­ре­сти но­вых хо­зя­ев, ими за­ча­стую ста­но­вят­ся ком­па­нии и фон­ды, вы­ку­па­ю­щие объ­ек­ты под ком­мер­че­ские це­ли. «Те круп­ные объ­ек­ты пло­ща­дью в не­сколь­ко ты­сяч квад­рат­ных мет­ров, ко­то­рые бы­ли по­стро­е­ны лет де­сять и боль­ше на­зад на участ­ках в де­сят­ки гек­тар, те­перь пе­ре­про­фи­ли­ру­ют­ся под оте­ли», – рас ска­зы­ва­ет Гер­ман Вол­га.

Изменились вкусы

По на­блю­де­ни­ям Свет­ла­ны Де­воч­ки­ной, пер­вые за­мет­ные из­ме­не­ния в тре­бо­ва­ни­ях за­каз­чи­ков на­ча­ли про­ис­хо­дить еще в 2012 го­ду. До это­го стро­и­те­ли и про­ек­ти­ров­щи­ки про­дол­жа­ли поль­зо­вать­ся ста­ры­ми ме­то­ди­ка­ми и ди­зай­на­ми, но на­сту­пил кри­ти­че­ский мо­мент, ко­гда за­каз­чи­ки уже по ез­ди­ли по ми­ру, по­смот­ре­ли на раз­лич­ные ар­хи­тек­тур­ные объ­ек­ты и то­же за­хо­те­ли че­го-то но­во­го. К то­му же в Укра­и­ну бо­ле ак­тив­но ста­ли при­хо­дить но­вые тех­но­ло­гии и строй­ма­те­ри­а­лы. «Те­перь не­ред­ко слу­ча­ет­ся так, что кли­ен­ты бо­лее ори­ен­ти­ро­ва­ны на но­вые тех­но­ло­гии, чем стро­и­те­ли, по­то­му что у них есть боль­ше воз­мож­но­стей узна­вать но­вое», – рас­ска­зы­ва­ет экс­перт. Прав­да, не все под­смот­рен­ные за ру­бе­жом идеи мо­гут быть при­ме­не­ны в Укра­и­не. Не все­гда под­хо­дят кли­ма­ти­че­ская зо­на, ре­льеф, грунт, усло­вия стро­и­тель­ства и да­же не все­гда есть тех­но­ло­гии. «В не­ко­то­рых слу­ча­ях во­пло­ще­ние та­ких идей ре­аль­но, но об­хо­дит­ся слиш­ком до­ро­го, как, на­при­мер, в слу­чае со скан­ди­нав­ски­ми до­ма­ми. Од­но вре­мя на них был боль­шой спрос, но по­том вы­яс­ни­лось, что в на­ших усло­ви­ях у них по­лу­ча­ют­ся слиш­ком боль­шие теп­ло­по­те­ри», – рас­ска­зы­ва­ет Свет­ла­на Де­воч­ки­на. В ча­сти ди­зай­нер­ских ре­ше­ний за­каз­чи­ки все ак­тив­нее пе­ре­хо­дят на бо­лее мо­дер­но­вые сти­ли. Хо­тя спрос на лег­кую, со­вре­мен­ную клас­си­ку то­же оста­ет­ся. «Бу­дет не­прав­дой ска­зать, что все за­каз­чи­ки пе­ре­шли на хай-тек или Скан­ди­на­вию. На каж­дый то­вар есть свой по­ку­па­тель», – го­во­рит ру­ко­во­ди­тель ком­па­нии «КДД компани» Мирон Сугай. «Клас­си­ка – это стиль со­сто­яв­ших­ся лю­дей», – ком­мен­ти­ру­ет Гер­ман Вол­га, объ­яс­няя, по­че­му это ар­хи­тек­тур­ное на­прав­ле­ние все­гда бу­дет поль­зо­вать­ся спро­сом. Не­смот­ря на то, что мно­гие трен­ды про­шлых лет ушли, вме­сто них по­яви­лись но­вые тре­бо­ва­ния. На­при­мер, лет 10-20 на­зад о гар­де­роб­ных ком­на­тах за­ду­мы­ва­лись ред­ко, а сей­час они ста­ли обя­за­тель­ным по­ме­ще­ни­ем. Обыч­но, рас­ска­зы­ва­ет Ми­рон Су­гай, за­каз­чи­ки про­сят обо­ру­до­вать в до­ме три гар­де­роб­ные: жен­скую, муж­скую и дет­скую.

Мода на энергоэффективность

Са­мые за­мет­ные из­ме­не­ния про­изо­шли в ча­сти энер­го­эф­фек­тив­но­сти. Рань­ше стро­и­ли, ис­хо­дя из же­ла­ний и ка­при­зов, сей­час – из воз­мож­но­стей и по­треб­но­стей. Па­де­ние до­хо­дов, ин­фля­ция, рез­кий рост цен и уве­ли­че­ние та­ри­фов за­ста­ви­ли пе­ре­смот­реть свои взгля­ды на част­ное стро­и­тель­ство да­же са­мых со­сто­я­тель­ных граж­дан. Сей­час, по сло­вам ар­хи­тек­то­ров и стро­и­те­лей, прак­ти­че­ски в каж­дом до­ме уста­нав­ли­ва­ет­ся твер­до­топ­лив­ный ко­тел или теп­ло­вой на­сос, по­то­му что отап­ли­вать га­зом по­лу­ча­ет­ся слиш­ком до­ро­го. В обя­за­тель­ном по­ряд­ке про­во­дит­ся утеп­ле­ние. «У нас есть мно­го про­ек­тов, ко­то­рые мы де­ла­ем на элек­тро­отоп­ле­нии. На­при­мер, есть у нас один дом, в ко­то­ром раз­ра­бо­тан про­ект на элек­тро­отоп­ле­ние, по­это­му при­ме­ня­ют­ся спец­та­ри­фы, и уста­нов­лен двух­зон­ный счет­чик», – рас­ска­зы­ва­ет об еще од­ной аль­тер­на­ти­ве Ми­рон Су­гай. Тен­ден­ции в осве­ще­нии кос­ну­лись од­но­вре­мен­но и эко­но­мии, и ди­зай­на. Тренд по­след­них лет – LED-освещение, ко­то­рое по­треб­ля­ет не­мно­го элек­тро­энер­гии и поз­во­ля­ет со­зда­вать не­мыс­ли­мые рань­ше ва­ри­ан­ты под­свет­ки.

Новый лучше старого

От­ве­чая на во­прос, что луч­ше – стро­ить но­вый дом или по­ку­пать ста­рый, ар­хи­тек­то­ры и стро­и­те­ли го­во­рят, не со­мне­ва­ясь: толь­ко стро­ить. «До­ма ро­дом из ну­ле­вых фи­зи­че­ски и мо­раль­но уста­ре­ли», – без­апел­ля­ци­он­но за­яв­ля­ет Мак­сим Онуф­ри­ев. Тем бо­лее что най­ти хо­ро­ший го­то­вый дом – за­да­ча не из про­стых. Боль­шая часть про­да­ва­е­мых сей­час до­мов из­на­чаль­но стро­и­лась для пе­ре­про­да­жи. Это зна­чит, что ка­че­ство у них со­мни­тель­ное, стро­и­тель­ные и от­де­лоч­ные ма­те­ри­а­лы – са­мые про­стые, пла­ни­ро­воч­ные ре­ше­ния – не­про­ду­ман­ные. В луч­шем слу­чае, этот дом бу­дет вы­гля­деть не­со­вре­мен­но и об­ла­дать очень низ­кой энер­го­эф­фек­тив­но­стью. По­это­му по­ку­па­те­лю при­дет­ся ли­бо вло­жить еще не­ма­ло средств в его мо­дер­ни­за­цию, ли­бо сми­рить­ся с вы­со­ки­ми за­тра­та­ми на экс­плу­а­та­цию. К то­му же по­ис­ки го­то­во­го до­ма мо­гут за­нять не­сколь­ко лет. А за год-пол­то­ра с по­мо­щью со­вре­мен­ных тех­но­ло­гий, гра­мот­но­го пла­ни­ро­ва­ния и про­фес­си­о­наль­но­го под­ряд­чи­ка мож­но воз­ве­сти со­вре­мен­ный и ком­форт­ный дом с ну­ля, вклю­чая обу­строй­ство ланд­шафт­но­го ди­зай­на на при­до­мо­вой тер­ри­то­рии. При­чем это бу­дет в точ­но­сти то, что хо­чет за­каз­чик, а не ком­про­мисс меж­ду ка­че­ством, це­ной и воз­мож­но­стя­ми.